?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глава 5. "Темное царство"
"Эй, в машине, пустите машины в раздрай!.
Эй, в машине!!!
В машине: - Что в машине? Я всю жизнь в машине. Я никогда не знаю, куда мы идем. У меня такое впечатление, что на мостике все курвы. Хорошо. Они наверху. Они командуют. Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть они мне сначала докажут. Ты, командир, докажи, что ты умней, и все, и мы уже идем. " (М.Жванецкий "Одесский пароход")



Итак, друзья, после непродолжительного отдыха, мы с вами,набравшись сил, попробуем спуститься в "темное царство", в "машинное отделение". Чтобы чувствовать себя комфортно, мы с вами наденем наушники, ибо царство наше не только темное, но и шумное. В предыдущей главе я уже показывал вам ту заветную дверь, за которой скрывалось машинное отделение. И вот пришла пора эту дверь приоткрыть. Далее, нам предстоит спуститься вот по этому трапу:

78. Врата в адское пекло.

Понятно, что вы долго ждали этой экскурсии, и вам хочется как можно быстрее рвануть вниз. Но, мы не будем поддаваться чувствам, а спустимся медленно и аккуратно, внимательнейшим образом глядя себе под ноги. Если,не дай бог, на ступеньке трапа окажется капелька масла, то...вы скатитесь по трапу на попе быстрее, чем осознаете, что это было.
Итак, спустились аккуратно по трапу, и видим такую картину:

79.

Надувшись от важности, нас встречает Паровой котел... А как тут не надуться, если в него запихнули целых десять кубометров воды? Смех И предназначение котла - вскипятить эту воду до состояния пара, причем пара высокого давления. Видите, по правую руку, идет большая-большая серебристая труба, которая входит в котел? Это выхлопная труба главного двигателя. Когда Главный двигатель работает, то выхлопные газы, проходя через котел, доводят воду в котле до кипения, и мы на халяву получаем необходимый пар. Не зря Котел имеет приставку "утилизационный", так как он фактически утилизирует выхлопные газы Главного Двигателя.

80.

Для чего нам, собственно, нужен пар на судне? В-основном, для подогрева тяжелого топлива (мазута), на котором работает Главный Двигатель. При каких-то 20-ти градусах по Цельсию такое топливо превращается в смолу, и никакая топливная аппаратура с такой смолой не справится. И, чтобы Главный Двигатель смог работать на мазуте, топливо необходимо прогревать аж до 120 градусов по Цельсию.
Когда судно стоит в порту, то Главный Двигатель, естественно, не работает. Значит, мы лишены возможности использовать выхлопные газы для производства пара в котле. В таких случаях на котле запускается его собственная горелка (форсунка):

81.

Задача этой горелки - создать внутри топки котла мощный факел, который и будет греть воду до кипения. Горелка подает в топку котла мощную струю распыленного топлива. В момент запуска горелки, два специальных электрода горелки вырабатывают "искру" и топливо воспламеняется. И тут приходится сказать о грустных вещах. Периодически на судах случается такая страшная вещь, как "взрыв котла". Происходит это тогда, когда по каким-то причинам, перед запуском горелки, топка котла не была хорошо провентилирована. А в это время, опять-таки по разным причинам, в топке котла скопилось не сгоревшее топливо и образовались взрывоопасные газы. Вы запускаете горелку, даете искру и ...бум! В корпусе горелки есть вентилятор. И чтобы избежать подобного взрыва, он, перед подачей топлива, в течение минуты вентилирует топку котла, удаляя оттуда все опасные газы. Если такого вентилирования не сделать,то взрыв котла практически гарантирован....

Котел у нас располагается на верхней палубе машинного отделения. Давайте посмотрим, что у нас еще имеется на этой палубе.
Вот этот вот агрегат неизменно привлекает гостей нашего судна. Вот нравится он им, почему-то, и манит их к себе. И все пребывают в легком шоке, когда узнают,что это - хмммм.....фекальная установка:

82.Фекалка.

В фекальной системе, с помощью специальных насосов,создается вакуум, и..... Ой, не могу слова подобрать... Но из песни слов не выкинешь, так ведь? В-общем,товарищи, гавно из туалетов летит "со свистом" вон в ту голубенькую цистерну. А в цистерне, накрыв праздничный стол, его уже дожидаются специальные бактерии, которые и будут "Его" жрать Да-да, друзья, в систему добавляются специальные бактерии, которые перерабатывают отходы человеческой жизнедеятельности. И им хорошо, и нам. Ну а то, что остается после бактерий откачивается за борт.

Ну а рядом с фекалкой располагаются компрессора и баллоны сжатого воздуха:

83.Баллоны пускового сжатого воздуха.

84.Компрессоры пускового воздуха.

85.

Пусковой сжатый воздух, как можно догадаться, нужен для запуска Главного Двигателя. Так как Главный Двигатель -дизель, то его нужно хорошенько раскрутить, пока в цилиндрах не начнет воспламеняться топливо. И для этой цели нам нужен воздух высокого давления.

Также на верхней палубе у нас располагаются гидронасосы швартовных кормовых лебедок:

86.

Верхняя палуба машинного отделения - большая по размеру, и поэтому здесь можно установить всякого дополнительного оборудования. Например, тренажеры.

87.

88.

89.

Пожалуй, на этом этаже машинного отделения ничего для вас интересного больше нет, поэтому мы с вами опустимся на один этаж вниз.

90.

Вот мы и добрались с вами до моего рабочего "кабинета". Сейчас мы откроем дверь и войдем в ЦПУ (центральный пост управления), он же-Engine Control Room:

91.Engine Control Room.

92.

93.

94.

95.

96.

Итак, друзья, в предыдущей серии мы с вами добрались до ЦПУ. Кстати, о кино. Если вы смотрели кинофильм "Посейдон", то должны помнить, каким эффектным способом добирался персонаж Курта Рассела до этого заветного места. Вкратце, напомню. Они там перевернули пароход вверх дном, а затем в течение часа плыли наверх, в машинное отделение, в ЦПУ, чтобы нажать на заветную Красную Кнопку для остановки Главного Двигателя (не один моряк сошел с ума во время просмотра этого фильма,от смеха). Согласитесь, наш с вами маршрут в ЦПУ выглядел не так впечатляюще, но, что немаловажно, гораздо менее затратно. Ну а раз я вспомнил о кино, то нельзя умолчать о любимейшем фильме судомехаников. Это, безусловно,"Скорость-2". Скупые мужские слезы катятся по щекам судомехаников, когда они видят на экране, что таки есть на свете Главный Двигатель, который невозможно остановить! Мы втайне мечтаем о таком Двигателе (правда, Сандру Баллок пускать на судно мы в таком случае не будем, на фиг!). Но, к сожалению, сценаристы кинофильма не спешат делиться секретными разработками с фирмами-производителями Двигателей, и нам пока приходится пользоваться вот этим:

97.Главный Двигатель ("Main Engine").

98.

Шестицилиндровый двигатель Wärtsilä 6L46C мощностью 6300 кВатт . "Финский,хороший"(С). На приведенных фотографиях вы можете видеть только верхнюю половину Главного Двигателя. Увы, но производители Двигателей не идут навстречу пожеланиям фотографов, и не хотят производить таких двигателей,которые целиком помещались бы в кадр. Чтобы помочь оценить масштабы Двигателя, покажу вам кое-какие детали от него.

99.Поршень.

Диаметр поршня-46 см,а высота-63 см.

100.Шатун поршня.

Здесь легко сориентироваться в масштабе по высоте дверного проема,он чуть выше 2-х метров.

Поршни и втулки цилиндров меняем через каждые 20 000 часов. Крышки цилиндров - через 10 000 часов. Обычно эти работы выполняют работяги с берега. Насчет вспомогательных дизелей не могу сказать определенно. Да, мне говорили,что подобные двигатели устанавливают также на грузовиках, но ни подтвердить, ни опровергнуть это информацию я не могу.

101. Цилиндровая втулка и крышка цилиндра.

Мы еще вернемся к Главному Двигателю, когда спустимся двумя этажами вниз. Ну а пока пройдемся по тому этажу, где у нас располагалось ЦПУ.
Напротив ЦПУ, у нас располагается помещение дизель-генераторов.

101.

Судовые дизель-генераторы, служат для обеспечения судна электропитанием. И таких дизель-генераторов у нас три штуки.

102.

Когда судно стоит в порту, и идут грузовые операции, приходиться одновременно вводить в действие два дизель-генератора, для работы в параллельном режиме. Ну а когда судно в море, то....дизель-генераторы не работают. В чем тут подвох, спросите вы? Дело в том,что на судне имеется еще один генератор - это валогенератор, и подвешен он к валу Главного Двигателя. То-есть, работающий Главный Двигатель приводит в действие этот самый Валогенератор, и вырабатываемой им электроэнергии хватает с запасом. Ну а сам валогенератор мы увидим несколько позже, когда спустимся на нижний этаж машинного отделения.

Продолжим экскурсию по этажу.

103.

104.

И вот, мы с вами подошли к такому важному механизму, как Рулевая Машина:

105.Рулевая Машина ("Steering Gear").

106.

Рулевая Машина по своей сути -э то гидравлическая установка,задача которой разворачивать на требуемый угол так называемый Баллер Руля. Ну а Баллер - это большой вал, идущий перпендикулярно вниз, и на котором установлено Перо Руля.

107.Перо руля и Гребной Винт судна.

108.

Пожалуй, стоит немного рассказать вам и о гребном винте. Сам гребной винт вращается в одном и том же направлении, с постоянной скоростью вращения. За счет чего же тогда происходит изменение скорости судна и реверс (вперед-назад) хода судна ? А за счет изменений положений лопастей гребного винта. Такой винт носит название винта регулируемого шага. В ступице винта имеется гидравлический привод, разворачивающий лопасти на определенный угол. И в зависимости от величины этого угла будет меняться скорость судна.

Рядом с Рулевой машиной располагается Мастерская:

108. Токарка.

109.

110.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
greattommy
Feb. 18th, 2015 05:23 pm (UTC)
Отлично
der_jolly
Feb. 18th, 2015 05:28 pm (UTC)
Чуть не застрелился, когда одним постом ЖЖ не пропустило, начал разбивать на куски, а первая часть куда-то пропала. Слава Ктулху, нашлась.
livejournal
Feb. 20th, 2015 03:28 pm (UTC)
Сказ Дедушки о жизни морской
Пользователь periskop сослался на вашу запись в своей записи «Сказ Дедушки о жизни морской» в контексте: [...] Часть 2. "Тёмное царство" - машинное отделение [...]
arabskiy_pilot
Feb. 20th, 2015 05:26 pm (UTC)
Хоть и понятно, но, зараза, интересно!:)
der_jolly
Feb. 21st, 2015 05:54 am (UTC)
Автор и я старались. )
slyfox78rus
Feb. 20th, 2015 06:33 pm (UTC)
Спасибо огромное!
Не подскажете, эти помещения находятся выше ватерлинии или ниже и что делать, если в корпусе появится пробоина?
Andrey Tkachev
Feb. 20th, 2015 08:19 pm (UTC)
Как минимум половина машинного отделения ниже ватерлинии. В случае крупной пробоины - покинуть судно. Если пробоина небольшая, можно справиться осушительными насосами до прихода в док. На советских судах был набор борьбы за живучесть: пластыри, чопы, струбцины. На иностранных судах, как правило, нет.
slyfox78rus
Feb. 21st, 2015 08:11 pm (UTC)
Спасибо.
maus1945
Feb. 20th, 2015 07:41 pm (UTC)
Как шатун поршня из коридора до места доставить? Он же тяжелый.Таль? А поршень?
Andrey Tkachev
Feb. 20th, 2015 08:23 pm (UTC)
Как правило, такие массивные детали находятся в пределах досягаемости тельфера - специального грузоподъемного устройства. В моей практике встречался поршень весом в 3 тонны.
maus1945
Feb. 20th, 2015 08:25 pm (UTC)
Ясненько. Просто на фото не видно рельсы для тельфера.
livejournal
Feb. 21st, 2015 02:09 pm (UTC)
Сказ Дедушки о жизни морской
Пользователь nick_i сослался на вашу запись в своей записи «Сказ Дедушки о жизни морской» в контексте: [...] Часть 2. "Тёмное царство" - машинное отделение [...]
livejournal
Feb. 22nd, 2015 12:44 pm (UTC)
Сказ Дедушки о жизни морской
Пользователь svoloch77 сослался на вашу запись в своей записи «Сказ Дедушки о жизни морской» в контексте: [...] Часть 2. "Тёмное царство" - машинное отделение [...]
madmechanic
Feb. 22nd, 2015 02:38 pm (UTC)
Чисто. Здорово.

Да, мастерской на МПК не хватало.
livejournal
Apr. 13th, 2016 11:24 pm (UTC)
За главный двигатель. Ч.1.
Пользователь gruppman сослался на вашу запись в своей записи «За главный двигатель. Ч.1.» в контексте: [...] два, [...]
livejournal
Apr. 14th, 2016 05:35 am (UTC)
За главный двигатель. Ч.1.
Пользователь trunk_2007 сослался на вашу запись в своей записи «За главный двигатель. Ч.1.» в контексте: [...] два, [...]
livejournal
Apr. 22nd, 2016 06:55 pm (UTC)
Сказ старшего механика о жизни морской. Ч.2.
Пользователь d_piskov сослался на вашу запись в своей записи «Сказ старшего механика о жизни морской. Ч.2.» в контексте: [...] Originally posted by at Сказ старшего механика о жизни морской. Ч.2. [...]
von_hoffmann
Jul. 3rd, 2016 04:51 pm (UTC)
Врата в адское пекло.
Вспомнилось из культового фильма - "А это каторга! Там Йохан, призрак!". :)
( 18 comments — Leave a comment )